Есть мнение, что игровая индустрия потихоньку отходит от традиционного формата. Хардкорщики продолжают играть в хардкорные игры, хардкорные журналы обо всем этом пишут. Но настоящие деньги крутятся не здесь, а в мутном океане казуальных, условно-бесплатных развлечений.
Забавный факт, иллюстрирующий тенденцию: в 2007 году за права на детскую многопользовательскую флэш-игру Club Penguin компания Disney заплатила 350 миллионов долларов. 350 миллионов за плоскую флэшку. Почему? Геймплей и графика тут ни при чем, главное – гениальный маркетинг. Игра хоть и бесплатная, но она выкачивает из детей и их родителей огромные суммы – разработчики умело использовали слабости потребителей. В последние годы такого рода «бесплатным» продуктам с ловушкой внутри издатели уделяют все больше внимания. Point Blank – проект той же масти. Игра сейчас запущена в Южной Корее, Таиланде, Индонезии и России – неожиданных мы нашли товарищей по несчастью. У нас шутер стартовал еще в конце прошлого года, но в магазины диски с Point Blank попали лишь 26 февраля. К этому событию наш обзор и приурочен. Обратите внимание на табличку «миссия» слева. По ходу боев вы выполняете простенькие задания и получаете за это знаки отличия, нужные для прокачки. Я не могу стрелять в ответ! Я делаю скриншот!
Caunter-Stroke
Point Blank – корейский клон Counter-Strike. Знаю, это все и без меня поняли, но кто-то должен был мысль озвучить. Клон, надо признать, неплохой, рабочий – оружие звонко делает «та-та-та» и стреляет с честным разбросом, хэдшоты из игроков раздают лишь самые ловкие, а ловят самые молодые. Словом, «скилл решает». А для онлайнового шутера это главное. Хотя есть важная оговорка: это в боях один на один скилл решает, в командной куче-мале исход обычно зависит от воли случая.
Проблема, среди прочего, в маленьком размере карт: для уютных дуэлей они подходят, а вот дефматч восемь на восемь на площадке сто на сто метров превращается в безумие. Кто случайно зашел врагу за спину – тот и победил. Максимальная продолжительность жизни в таких боях составляет полминуты. Родился, пострелял, помер да секунды через четыре снова побежал воевать. Впрочем, за сам дизайн локаций авторов надо похвалить: тут вам и китайский квартальчик, и казино, склады, библиотека, станции метро, крыши домов, заводы – чего только не найдется. Можно даже импортировать уровни из Lineage 2 и драться в фэнтезийном антураже (за обе игры ведь отвечает NCsoft). Жаль только, что большинство арен малюсенького размера.
Режимов немного, но какое-никакое разнообразие есть: на одних картах, например, просят сбить вражеский вертолет (при том, что на вертолете сидит игрок-пулеметчик), на других – установить и подорвать бомбу. Но чем сложней перед игроками ставится задачка, тем очевидней становятся проблемы в балансе. Иной раз вся команда умирает, а солдат на вертолете продолжает летать и отстреливаться еще минут пять. Сиди да смотри на него – неинтересно. Плюс читеров в игре пока много, но с ними ведется активная борьба. За неделю может быть забанено несколько тысяч аккаунтов. Часть предметов продается исключительно за внутриигровую валюту, часть – только за рубли. Цены одинаково высокие на весь ассортимент. Я долго выбирал скриншоты, на которых нет ни одного матерного слова в общем чате. Это задача непростая: здесь русский дух, здесь Русью пахнет.
Игры разума
Но если бы игра только такими сражениями и ограничивалась, мы бы ей влепили баллов 5.5 за вторичность и даже на бесплатную модель распространения бы не поглядели. А ведь хитрые корейцы так просто пользователя не отпустят. Когда сферический геймер в вакууме скачивает игру (а почему бы и не скачать, бесплатная же), он запускает цепную реакцию, которая для некоторых заканчивается рабским трудом за монитором. Пункт первый: Point Blank включен, геймер сидит за игрой часа два. Ему все нравится – неплохой шутер, пусть и вторичный, но хотя бы бесплатный. Человек программу не стирает и держит иконку на рабочем столе – там ведь новые карты иногда появляются, режимы, надо будет поглядеть. Через пару недель пассивной игры наш герой замечает взлетевший ранг своего персонажа: он ведь не просто стрелял в террористов и правозащитников, он еще и получал за это опыт, а на заднем плане тихо прокачивался. Теперь пора выбирать новые апгрейды, покупать оборудование, а дальше уже и в клан можно вступить – там откроются особые миссии и появятся тактические возможности.
Оглянуться наш геймер не успел, а персонаж у него уже заоблачного ранга. И тут в голове что-то щелкает. Включается цепочка убийственной логики, на которой строится весь маркетинг NCsoft. Человек думает: «Я потратил на Point Blank много времени. А ведь я не дурак, на ерунду время тратить не буду. Значит, игра хорошая. А ведь время – оно ценнее денег. Так почему бы не потратить на хорошую игру Point Blank еще и денег?». Щелк! Сферический геймер в вакууме попался, он идет во внутриигровой магазин и платит 500 рублей за возможность 90 дней пользоваться новым автоматом. Мы не шутим, цены действительно такие высокие. Понятно, кто-то платит. Мой герой стоит у самой «базы» контртеррористов, а вдалеке виднеется уже другой конец карты с вражеской «рожалкой». Делайте выводы о размере локаций. Если враг надел шлем, хэдшот, возможно, сделать не удастся. Кстати, в игровом инвентаре пишут не «надеть» шлем, а «одеть». Во что его предлагают одеть – загадка.
Непонятно, как такую игру судить. В формате голого шутера Point Blank высокой оценки не заслуживает: графика устаревшая, визуальный дизайн никакущий, да и вообще в Counter-Strike мы играли. Но MMO-элементы и бесплатная модель распространения сделали проект не на шутку популярным: народу тут играет не меньше, чем на русских серверах Team Fortress 2. Что это – массовая истерия или новое веяние в нашей сумасшедшей индустрии? Скорее всего, последнее – таких игр мы увидим в будущем еще очень много. Это будущее не самое красивое, но именно в нем нам с вами теперь жить.
|